С   б л а г о с л о в е н и я   М и т р о п о л и т а    О м с к о г о   и   Т а р с к о г о

 

НЕПРОШЕННЫЙ

«ПРАЗДНИК»

 

«День святого Валентина» - одно из широко рекламируемых нововведений нашей со­временности. К празднованию «дня святого Валентина» подключаются учреждения культуры и школы, привлекаются даже младшие школь­ники. Но так ли он романтичен и безвреден в действительности?

 

     Дети,устроим веселый кон­курс! Вырежьте из цветной бумаги сердечки и напишите на них имя того, кто вам нравится, а также ваше пожелание, но свое­го имени не указывайте, пусть для адресата это будет сюрпри­зом от неизвестного друга, -предложила учительница.

     Ребятишки засопели носами, старательно вырезая «валентинки» и локтем загораживая от соседа надписи.

   - А теперь положим «валентинки» в почтовый ящик. Ты, Катя, будешь почтальоном, разнесешь послания адресатам. Тот, у кого окажется больше всех «валентинок», станет победителем на­шего конкурса!..

     Картина, подобная описанной, - совсем не редкость в наших школах. Давайте вдумаемся, что нужно   делать девочкам и маль­чикам, чтобы победить в этом конкурсе? Чему научатся дети, участвуя в нем? Может быть, им нужно завести побольше интри­жек? В кого должны быть влюб­лены 8-10-летние дети, которых вовлекают в «шоу с сердеч­ками»?..

     Кстати, дети, выполняя зада­ния педагогов, во время покупки «валентинок» рискуют «нарвать­ся» на нечто, мягко говоря, анти­педагогическое, поскольку очень многие из таких открыток крайне непристойны по содержанию. Стоит ли нам, взрослым, принуж­дая детей участвовать в сомни­тельном «празднике», помогать обогащению недобросовестных предпринимателей?

     Иногда в «день святого Ва­лентина» учителя устраивают с детьми настоящие «представ­ления». В одной из школ Ом­ского района по инициативе педагога дети играли в ... раз­вод. Они так вошли в свои роли, что даже очень натурально руга­лись и топали ногами. К счастью, в этом спектакле до драки не дошло. «Драка» состоялась несколько позднее, когда об этом узнали родители и подали в суд на безнравственного «ре­жиссера». В результате ему крепко досталось.

     К сожалению, затевая все­общую «валентинизацию», взрос­лые порой не задумываются над смыслом искусственного праздника «всех влюбленных». В результате такой беспечности нашей молодежи прививаются совсем не те качества, которые будут способствовать ее нрав­ственному становлению. В оче­редной раз происходит подмена понятий и опрокидывание шка­лы ценностей: вместо истинной любви - легкомысленная влюб­ленность, вместо мужа - партнер, вместо полноценной семьи -пробные браки.

     Устроители непрошенного «праздника» ссылаются на ле­генды о некоем епископе Вален­тине, якобы покровителе «всех влюбленных». Недействительно ли у «дня Валентина» есть хрис­тианские корни?

     Если заглянуть в православ­ные святцы, да и в католи­ческие календари, то мы увидим, что в христианском мире нет святого, чья жизнь напоминала бы легенды, излагаемые в прес­се. Из материалов сайтов Сре­тенского монастыря и Храма Христа Спасителя мы можем узнать подробности.

     В православных святцах свя­тых Валентинов много. Почти все мученики, причем западно­европейские. Св. мученик Ва­лентин Доростольский (память 7 мая), что пострадал примерно в 230 г. Священномученик пресвитер Валентин Римлянин (день памяти 19 июля), приняв­ший смерть за Христа около 270 г. Священномученик епископ Валентин Интерамский (Италий­ский), пострадавший примерно в то же время. Есть равноапос­тольный Валентин, один из первых христианских миссионеров Южной Германии, трудив­шийся в V веке. Есть даже мученица Валентина родом из
Кесарии, пострадавшая в 308 г. 8  подробных католических календарях 14 февраля имеет пометку «Св. Валентин Римля­нин». Скорее всего, речь идет о священном ученике епископе Валентине Интерамском, память которого Русская православная Церковь отмечает 30 июля по старому стилю (12 августа - по новому). Этот святой известен добротой, ученостью и правед­ной жизнью. Врачевал больных и вылечивал тех, кого считали безнадежными. Но о том, имел ли священномученик Валентин какое-либо отношение к влюб­ленным, неизвестно. Скорее всего, праздник влюбленных

явился отголоском Греко-рим­ских праздников в честь люб­веобильного бога Пана. Обыч­но их отмечали 15 февраля. В 496 году папа Римский запретил подобные празднества. По­скольку самым близким ко дню отмененного праздника оказал­ся день святого Валентина, он, скорее всего, и стал считаться новым «днем влюбленных». Так что праздник этот, берущий начало от блудных игрищ в честь языческого Пана, никогда не имел церковного статуса ни в Православии, ни в Римско-ка­толической Церквах. Но его пы­таются выдать за «день святого», точно так же, как главный праздник сатанистов Хэллоуин пытаются прикрыть «днем всех святых».

     Ну, а для женихов и невест, которые хотели бы иметь свой праздник, напомним, что высочайший пример любви для нас подали русские святые бла­говерные князь Петр и княгиня Феврония Муромские. Князь Петр был вторым сыном Му­ромского князя Юрия и вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого св. Петр заболел проказой, и в сонном видении ему было открыто, что исцелит его только дочь пчеловода - благочестивая Феврония. Когда князь ее уви­дел, то так полюбил, что дал обет жениться после исцеления. Они обвенчались и пронесли любовь через все испытания: бояре не хотели видеть княгиней просто­людинку и изгнали супругов. Тогда город Муром постиг гнев Божий, а народ потребовал возвращения князя Петра и княгини Февронии. Бояре были вынуждены с почетом вернуть святых супругов обратно.

     Приблизившись к концу своего земного бытия, Петр и Феврония приняли монашеский постриг «в единое время», пове­левая учредить для себя «в еди­ном камени два гроба»...

     Супруги, даже и облаченные «во монашеские ризы», желают умереть одновременно не толь­ко потому, что они продолжают любить друг друга, но еще и потому, что браком, согласно уставам церкви, муж и жена сое­диняются «в одно существо - в одного человека с одной душой, но в двух лицах». Ну а если смерть отсекает от единого су­щества одну часть, одну поло­вину, то, как же возможно оставаться при этом в живых второй? Скончались они в один день и час в 1228 г. Их тела были положены в одном гробу. Те­перь их общая гробница нахо­дится в приделе соборного хра­ма Троицкого женского манас-тыря города Мурома.

     Святые Петр и Феврония -образец христианского супру­жества, чистоты и верности. Память их празднуется 8 июля по новому стилю. Хотелось бы, чтобы на таких примерах воспи­тывались наши дети.

 

Л. ГОРИНА, руководитель Православного Просветительского центра «Благовещание» и «Маминой школы».

 

ВЕРНУТЬСЯ

Hosted by uCoz