С   б л а г о с л о в е н и я   М и т р о п о л и т а    О м с к о г о   и   Т а р с к о г о

 

В ПЛЕНУ

У УМНОГО ЯШИКА

 

 

  Если все, что вы знаете о компьютере, - это программа Word и игра «Тетрис», а будущее информационных технологий вам видится аналогично сюжету фильма «Матрица», то, согласно жаргону программистов вы - юзер: пользователь-чайник, делающий только первые шаги в мир виртуальной реальности. Не обижайтесь, это не плохо и не хорошо. Это - всего лишь начало... Кстати, а зачем вам вообще компьютер? Что это - показатель благосостояния семьи, как в 60-е годы телевизор, а в 70-е - магнитофон? Последнее слово техники, украшающее ваш офисный стол? Модная «игрушка» да «пишущая машинка»? Какого бы мнения вы не придерживались по поводу данного атрибута современности, но, согласно статистике, за последнее время приобретение персональных компьютеров выросло в десятки раз, а в крупных городах обладателями «умного» ящика являются от 40% до 80% семей. Молодое поколение воспринимает компьютер в доме, как нечто вполне естественное и необходимое, в то время как родители находят много причин для беспокойства - медики говорят, что компьютер влияет на зрение, на психику, на развитие организма в целом... Родители бьют тревогу: их чада слишком много времени проводят за компьютером, пренебрегают уроками, чтением книг, рисованием, посещением кружков и секций, часами щелкают по клавишам. Я решила провести небольшое исследование, узнать мнение специалистов, родителей, молодых людей о взаимоотношении человека и ПК...

 

С. Л. БИТЕХТИН, ведущий специалист фин­отдела администрации Саргатского муниципаль­ного образования. - Уже сегодня возможности использования компьютерных технологий в умелых руках беспредельны.

 

В.Л.ВИШНЕВСКАЯ, директор   Саргатской средней школы: - Знакомить современного ребенка с компьютером необходимо как можно раньше: обучаете чтению и письму -начинайте формировать основы компьютерной грамотности.

 

Л. В. ГОРИНА, руководитель Православ­ного просветительского центра «Благовещение»: - Кроме физического вреда, который получает ребенок, просиживая сутками за компьютером, есть вред и нравственно-духовный. Ваш ребенок* пусть виртуально, но соучаствует в убийстве... Психологическая зависимость от игры сродни наркотической.

 

Е. Г. ДОРОФЕЕВА, инспектор Общества автомобилистов, мать двоих детей: - Компьютер не развивает ни чувств, ни ощущений, но, с другой стороны, это мощная

информационная машина, которая помогает в работе, в учебе... А вообще -если в голове «компьютера» не будет, то при отключении электричества вся ваша информационная база исчезнет...

 

компьютеризированный мир

   - Как ребенка учат писать и читать, так сейчас должны свое­временно обучать основам компьютерной грамотности, -высказывает свое мнение В. Л. Вишневская, директор Саргатской средней школы. -Молодежь нам уже не догнать, но наше поколение, можно сказать, уже отжило свое, а молодой человек должен получить достойное образо­вание, чтобы не чувствовать себя ущербным в современном обществе...

   В последние годы во всем мире новые информационные технологии стали интенсивно использоваться в начальной школе. В нашей стране практика переноса курса информатики в сферу начального образования начала складываться в начале 90-х годов.

   - В соответствии с нашим учебным планом, - отмечает Валентина Львовна, - пока предмет информатики препо­дается с пятого класса, но, если бы позволили часы, мы бы ввели его с третьего. Жаль, что и ком­пьютерный класс у нас пока только один: мы планируем три...

   Что ж, позиция школы ясна -без знания компьютера выпуск­нику будет очень сложно. Да и преуспеть в серьезных делах в нашем компьютеризированном мире он тоже вряд ли сможет:


 

слишком сильны будут ограничения в общении, в доступе к информации, в возможностях ее обработки.

 

ЧЕЛОВЕК ТЕХНОГЕННОГО ОБЩЕСТВА

   Впрочем, оставим преклонение перед техническим прогрессом и обратим внимание на морально -этическую сторону новейших достижений.

   По мнению монаха Феог-носта, человек техногенного об­щества может разучиться чувст­вовать Божий мир, мир естест­венный, природный, может потерять свою связь с целым. «Мир игротек и виртуальной реальности - это не мир, появившийся в воображении ребенка, - говорит Феогност, - это мир, созданный технически, родившийся не в детской душе, а в мозгу «добрых дядей», сколачи­вающих себе капитал... В боль­шинстве своем содержание этих игр - кровавые зрелища, от ко­торых содрогается сердце даже взрослого человека, а наших детей приучают забавляться этими зрелищами: убивать, расчленять, выкачивать кровь из своих по­тенциальных противников... Любая вещь, которая становится самоцелью, кумиром и идолом, становится и носителем зла».

   Кстати, многие ребята, с кото­рыми я разговаривала в ком­пьютерном зале, отмечали, что сюжеты многих игр, действительно, - «кровавые», а играют они просто потому, что играют все - это модно.
Других игр, интересных, позна­вательных, они не встречали. «Я спасаю город, моя задача: расстрелять врагов», -объяснил суть своей игры   8-летний Саша. Стало не по себе...

 

ОПАСНЫЕ ИГРУШКИ

   Заставляют задуматься и слова Л. В. Гориной.

   - Ребенок, пусть виртуально, -говорит Людмила Владимировна, -   но соучаствует в убийстве не
только монстров, но и сверстников-игроков, то есть воображает смертный грех, который, как
известно, в христианской тра­диции может быть выражен не только делом и словом, но и помышлением.  Вот, например, игра с названием «Дьябло» (ясно, как переводится? «Дьявол»). Суть ее - игрок охотится за князем мира сего, проходит через все круги ада, настигает его и, если побеждает, то... оказывается на его месте! Если нет - становится его рабом.

   К сожалению, ребенок в силу психологического возрастного свойства не может, как правило, противостоять искушению и отказаться от игры. Да и плохо ориентируется среди компь­ютерных игрушек... Особенно, если папа сам режется в «Мортал Комбат»...

 

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕДИЦИНЫ...

   Результаты научных иссле­дований, опубликованные в од­ном из ведущих британских ме­дицинских журналов, говорят о том, что пристрастие ребенка в возрасте до 10 лет к жестоким играм может вызвать ряд негативных последствий.

   Детских психиатров волнует то, что любители компьютерных игр привыкают находиться в так называемом «пассивном воз­буждении», когда удовольствие достигается без усилий, просто путем возбуждения подкорко­вых структур, заведующих этой эмоцией. Это оказывает рас­слабляющее влияние на лич­ность, отбивает инициативу, действует, как наркотик. Не­даром такие дети ничем другим не интересуются. В странах Запада психиатры уже объе­диняются в специальные ассо­циации для помощи пострадав­шим от компьютерен нарко­мании!

   Из 204 семей Саргатского района, принявших участие в анкетировании, которое про­водила районная общест­венная организация «Роди­тельский комитет», на вопрос - знают ли они о том, что существуют нормы времен­ных и возрастных ограниче­ний для детей при работе и игре на компьютере - 158 ответили, что знают, 43 - не слышали об этом ничего.

   А они, ограничения, оказывается, должны быть достаточно жесткими:

- 30 минут - максимум 1 час в день.  (И этого слишком много, считают медики.)

- 6 - 7-летние дети могут без ущерба для здоровья находиться за компьютером не более 10 минут!

- Ученики 2-3 класса -15 минут;

- В 4 - 6 классе норму можно повысить до 20 минут;

- В 8-9 классе-до 25 минут;

- И только в 10 -11 классе - до 30 минут!

(Это рекомендации известного российского психолога Шишовой Т. Л., занимающейся анализом влияния на детей, подростков и молодежь средств массовой информации, информационной политики государства.)

   Что ж, с фактами негативного воздействия компьютера не поспоришь. Да и что хорошего, когда весь мир вашего ребенка ужат до размера экрана монитора? Только стоит ли во все винить железную машину?

 

ТЕХНИКА В УМЕЛЫХ РУКАХ    С.     Л.     Битехтина,     специалиста с высшим инже­нерно-техническим образо­ванием, спрашивать о том, теряется ли он в виртуальной реальности, я не стала - не те­ряется, уж будьте уверены. Его я попросила рассказать о возмож­ностях современных ЭВМ:

   - Мне часто приходится давать подобные консультации, -заметил Сергей Леонидович.- Стремле­ния и интеллектуальное развитие личности определяют то, какими ресурсами вы воспользуетесь, установив дома персональный компьютер. От нас, взрослых, бу­дет зависеть, какой диск запустит на компьютере ваш юный «программист». Что ка­сается домашнего пользова­теля? К примеру, образователь­ный аспект. Что-нибудь слыша­ли об электронных энциклопе­диях и книгах? Да на один диск (цена 100-150 рублей) их поместится тысячи, а на десяток -вся Пушкинская библиотека. Кстати, что касается информа­ционного плана - на страницах Интернет можно найти независимый комментарий к происходящим событиям как в нашей стране, так и за рубежом...

   Это лишь немногое из того, что я запомнила, слушая увлекательную экскурсию по просторам виртуальной все­ленной под руководством та­кого опытного гида.

   Любопытные примеры час­тенько переплетались с кол­кой критикой в адрес тех, кто ничего не понимает в инфор­мационных системах и весь потенциал современных ЭВМ до уровня игрального авто­мата. С. Л. Битехтин уверен, ; что уже сегодня возможности • компьютерных технологий в умелых руках беспредельны. |

   Только вот сможем ли мы грамотно, умно воспользо­ваться теми удивительными возможностями, которые обещает эра информацион­ных технологий? Такой вопрос задала себе в том числе и я.

О. ГАБДУЛИНА,

 

ВЕРНУТЬСЯ

Hosted by uCoz