С б л а г о с л о в е н и я М и т р о п о л и т а О м с к о г о и Т а р с к о г о |
В ПЛЕНУ
У УМНОГО ЯШИКА
Если все, что вы знаете о компьютере, - это программа Word и игра «Тетрис», а будущее информационных технологий вам видится аналогично сюжету фильма «Матрица», то, согласно жаргону программистов вы - юзер: пользователь-чайник, делающий только первые шаги в мир виртуальной реальности. Не обижайтесь, это не плохо и не хорошо. Это - всего лишь начало... Кстати, а зачем вам вообще компьютер? Что это - показатель благосостояния семьи, как в 60-е годы телевизор, а в 70-е - магнитофон? Последнее слово техники, украшающее ваш офисный стол? Модная «игрушка» да «пишущая машинка»? Какого бы мнения вы не придерживались по поводу данного атрибута современности, но, согласно статистике, за последнее время приобретение персональных компьютеров выросло в десятки раз, а в крупных городах обладателями «умного» ящика являются от 40% до 80% семей. Молодое поколение воспринимает компьютер в доме, как нечто вполне естественное и необходимое, в то время как родители находят много причин для беспокойства - медики говорят, что компьютер влияет на зрение, на психику, на развитие организма в целом... Родители бьют тревогу: их чада слишком много времени проводят за компьютером, пренебрегают уроками, чтением книг, рисованием, посещением кружков и секций, часами щелкают по клавишам. Я решила провести небольшое исследование, узнать мнение специалистов, родителей, молодых людей о взаимоотношении человека и ПК...
С. Л. БИТЕХТИН, ведущий специалист финотдела администрации Саргатского муниципального образования. - Уже сегодня возможности использования компьютерных технологий в умелых руках беспредельны.
В.Л.ВИШНЕВСКАЯ, директор Саргатской средней школы: - Знакомить современного ребенка с компьютером необходимо как можно раньше: обучаете чтению и письму -начинайте формировать основы компьютерной грамотности.
Л. В. ГОРИНА, руководитель Православного просветительского центра «Благовещение»: - Кроме физического вреда, который получает ребенок, просиживая сутками за компьютером, есть вред и нравственно-духовный. Ваш ребенок* пусть виртуально, но соучаствует в убийстве... Психологическая зависимость от игры сродни наркотической.
Е. Г. ДОРОФЕЕВА, инспектор Общества автомобилистов, мать двоих детей: - Компьютер не развивает ни чувств, ни ощущений, но, с другой стороны, это мощная
информационная машина, которая помогает в работе, в учебе... А вообще -если в голове «компьютера» не будет, то при отключении электричества вся ваша информационная база исчезнет...
компьютеризированный мир
- Как ребенка учат писать и читать, так сейчас должны своевременно обучать основам компьютерной грамотности, -высказывает свое мнение В. Л. Вишневская, директор Саргатской средней школы. -Молодежь нам уже не догнать, но наше поколение, можно сказать, уже отжило свое, а молодой человек должен получить достойное образование, чтобы не чувствовать себя ущербным в современном обществе...
В последние годы во всем мире новые информационные технологии стали интенсивно использоваться в начальной школе. В нашей стране практика переноса курса информатики в сферу начального образования начала складываться в начале 90-х годов.
- В соответствии с нашим учебным планом, - отмечает Валентина Львовна, - пока предмет информатики преподается с пятого класса, но, если бы позволили часы, мы бы ввели его с третьего. Жаль, что и компьютерный класс у нас пока только один: мы планируем три...
Что ж, позиция школы ясна -без знания компьютера выпускнику будет очень сложно. Да и преуспеть в серьезных делах в нашем компьютеризированном мире он тоже вряд ли сможет:
слишком сильны будут ограничения в общении, в доступе к информации, в возможностях ее обработки.
ЧЕЛОВЕК ТЕХНОГЕННОГО ОБЩЕСТВА
Впрочем, оставим преклонение перед техническим прогрессом и обратим внимание на морально -этическую сторону новейших достижений.
По мнению монаха Феог-носта, человек техногенного общества может разучиться чувствовать Божий мир, мир естественный, природный, может потерять свою связь с целым. «Мир игротек и виртуальной реальности - это не мир, появившийся в воображении ребенка, - говорит Феогност, - это мир, созданный технически, родившийся не в детской душе, а в мозгу «добрых дядей», сколачивающих себе капитал... В большинстве своем содержание этих игр - кровавые зрелища, от которых содрогается сердце даже взрослого человека, а наших детей приучают забавляться этими зрелищами: убивать, расчленять, выкачивать кровь из своих потенциальных противников... Любая вещь, которая становится самоцелью, кумиром и идолом, становится и носителем зла».
Кстати, многие ребята, с которыми я разговаривала в компьютерном зале,
отмечали, что сюжеты многих игр, действительно, - «кровавые», а играют они
просто потому, что играют все - это модно.
Других игр, интересных, познавательных, они не встречали. «Я спасаю город, моя
задача: расстрелять врагов», -объяснил суть своей игры 8-летний Саша. Стало не
по себе...
ОПАСНЫЕ ИГРУШКИ
Заставляют задуматься и слова Л. В. Гориной.
-
Ребенок, пусть виртуально, -говорит Людмила Владимировна, - но соучаствует в
убийстве не
только монстров, но и сверстников-игроков, то есть воображает смертный грех,
который, как
известно, в христианской традиции может быть выражен не только делом и словом,
но и помышлением. Вот, например, игра с названием «Дьябло» (ясно, как
переводится? «Дьявол»). Суть ее - игрок охотится за князем мира сего, проходит
через все круги ада, настигает его и, если побеждает, то... оказывается на его
месте! Если нет - становится его рабом.
К сожалению, ребенок в силу психологического возрастного свойства не может, как правило, противостоять искушению и отказаться от игры. Да и плохо ориентируется среди компьютерных игрушек... Особенно, если папа сам режется в «Мортал Комбат»...
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕДИЦИНЫ...
Результаты научных исследований, опубликованные в одном из ведущих британских медицинских журналов, говорят о том, что пристрастие ребенка в возрасте до 10 лет к жестоким играм может вызвать ряд негативных последствий.
Детских психиатров волнует то, что любители компьютерных игр привыкают находиться в так называемом «пассивном возбуждении», когда удовольствие достигается без усилий, просто путем возбуждения подкорковых структур, заведующих этой эмоцией. Это оказывает расслабляющее влияние на личность, отбивает инициативу, действует, как наркотик. Недаром такие дети ничем другим не интересуются. В странах Запада психиатры уже объединяются в специальные ассоциации для помощи пострадавшим от компьютерен наркомании!
Из 204 семей Саргатского района, принявших участие в анкетировании, которое проводила районная общественная организация «Родительский комитет», на вопрос - знают ли они о том, что существуют нормы временных и возрастных ограничений для детей при работе и игре на компьютере - 158 ответили, что знают, 43 - не слышали об этом ничего.
А они, ограничения, оказывается, должны быть достаточно жесткими:
- 30 минут - максимум 1 час в день. (И этого слишком много, считают медики.)
- 6 - 7-летние дети могут без ущерба для здоровья находиться за компьютером не более 10 минут!
- Ученики 2-3 класса -15 минут;
- В 4 - 6 классе норму можно повысить до 20 минут;
- В 8-9 классе-до 25 минут;
- И только в 10 -11 классе - до 30 минут!
(Это рекомендации известного российского психолога Шишовой Т. Л., занимающейся анализом влияния на детей, подростков и молодежь средств массовой информации, информационной политики государства.)
Что ж, с фактами негативного воздействия компьютера не поспоришь. Да и что хорошего, когда весь мир вашего ребенка ужат до размера экрана монитора? Только стоит ли во все винить железную машину?
ТЕХНИКА В УМЕЛЫХ РУКАХ С. Л. Битехтина, специалиста с высшим инженерно-техническим образованием, спрашивать о том, теряется ли он в виртуальной реальности, я не стала - не теряется, уж будьте уверены. Его я попросила рассказать о возможностях современных ЭВМ:
- Мне часто приходится давать подобные консультации, -заметил Сергей Леонидович.- Стремления и интеллектуальное развитие личности определяют то, какими ресурсами вы воспользуетесь, установив дома персональный компьютер. От нас, взрослых, будет зависеть, какой диск запустит на компьютере ваш юный «программист». Что касается домашнего пользователя? К примеру, образовательный аспект. Что-нибудь слышали об электронных энциклопедиях и книгах? Да на один диск (цена 100-150 рублей) их поместится тысячи, а на десяток -вся Пушкинская библиотека. Кстати, что касается информационного плана - на страницах Интернет можно найти независимый комментарий к происходящим событиям как в нашей стране, так и за рубежом...
Это лишь немногое из того, что я запомнила, слушая увлекательную экскурсию по просторам виртуальной вселенной под руководством такого опытного гида.
Любопытные примеры частенько переплетались с колкой критикой в адрес тех, кто ничего не понимает в информационных системах и весь потенциал современных ЭВМ до уровня игрального автомата. С. Л. Битехтин уверен, ; что уже сегодня возможности • компьютерных технологий в умелых руках беспредельны. |
Только вот сможем ли мы грамотно, умно воспользоваться теми удивительными возможностями, которые обещает эра информационных технологий? Такой вопрос задала себе в том числе и я.
О. ГАБДУЛИНА,