С   б л а г о с л о в е н и я   М и т р о п о л и т а    О м с к о г о   и   Т а р с к о г о

Православный просветительский центр «Благовещение»

«Мамина школа».

 

"Знать или не знать"

"О постыдном же для нас не станем и говорить".
Св. Григорий Богослов

 

   Благодаря обсуждению в прессе, на научных семинарах и конференциях многие люди получили возможность узнать о валеологии следующее.
Во-первых, то, что валеология как новая педагогическая "наука" о здоровье образовалась в результате того, что очень узкий круг педагогов получил весьма значительные денежные суммы (так называемые гранты, как правило, иностранные) для разработки различных немедицинских "оздоровительных" программ для детей. "Новая наука" не имела ни теории, ни своих понятий, ни методологии, ничего, кроме иностранного заказа и финансирования. За "чечевичную похлебку" из зеленой бумаги дети России в одночасье превратились в экспериментальный материал. На них началось испытание целого ряда безумных идей, проектов, методов, приемов, способов и методик "оздоровления".

Во-вторых, стало очевидно, что зарубежные заказчики хорошо знают историю и международное законодательство. Ведь с 1947 года в результате международного суда над фашистскими врачами и принятия Нюрнбергского Кодекса эксперименты над здоровьем людей строжайшим образом запрещены независимо ни от экономического, или политического, или геополитического интереса той или иной группы лиц, ни даже от интересов медицинской науки. Именно поэтому зарубежные кредиторы, выводя своих грантодержателей из-под удара международного правосудия, призвали испытывать и формировать "здоровье" российских детей немедицинскими, а педагогическими средствами.

В-третьих, в результате искусственного насаждения валеологии в школах России развернулся крупномасштабный "педагогический эксперимент", который вскоре начал приобретать особые "половые" характеристики. Новоиспеченные "ученые-педагоги-валеологи", быстро исчерпавшие "казну" соровских грантов, прильнули к другому источнику финансирования фонду ООН по народонаселению и его Проекту по половому воспитанию российских школьников. Половое воспитание в итоге становится долгожданным "теоретическим" стержнем "новой науки" валеологии. В качестве наглядных пособий "ученые-педагоги-валеологи" активно использовали соответствующие тематике учебники, журналы, фильмы, как правило зарубежного образца, которые обрушивались, как из рога изобилия, на голову наших ребят. Увлеченные педагогическим экспериментом "ученые-валеологи" не заметили, что нарушают российское законодательство, в частности статьи Уголовного Кодекса РФ о растлении малолетних. Ряд судебных процессов, например, в Санкт-Петербурге, отрезвили и вывели из валеологического дурмана очень многих доверчивых родителей и педагогов.
Тем не менее, к сожалению, "половой вопрос" продолжает волновать умы отечественных педагогов-новаторов, возбужденных объемами денежных средств, выделяемых на прояснение этого вопроса. Теперь уже ожидаемая ясность должна наступить не только от валеологии, но и от предметов базисного учебного плана - биологии, истории, литературы, ОБЖ и др.

Вопросы полового воспитания - как знакомить детей "с этим", как лучше узнать им "про это", когда, в каком возрасте, классе затмевают все и превращаются в главную педагогическую проблему, вовлекая в ее обсуждение все большее число людей. Не пора ли остановиться? Не пора ли вспомнить, что главная проблема воспитания - это проблема нравственная! Нравственное воспитание вбирает в себя задачу с любовью и терпеливо приучить ребенка понимать и принимать слова "нельзя" и "нет". Оно включает задачу обучения молодого человека владению собой, задачу научения умению принять и понять ограничительные правила поведения как бесценного блага для каждого человека. Только выполнив великую нравственно-педагогическую задачу, учитель действительно поможет ученику справиться с любой другой жизненной проблемой профессиональной, житейской, супружеской и т.п. 

Половое воспитание не представляет собой отдельную, вне нравственного воспитания проблему. Оно включено в нравственное воспитание и должно быть жестко подчинено ему. Классическим примером этого подчинения являются "Советы" Святителя Григория Богослова. Он писал: "Дева, будь девственною и слухом, и очами, и языком.... Слух напрягай для одних добрых вещаний, а для речей срамных и бесстыдных заграждай его дверью. Очи храни целомудренными в брачных чертогах, т.е. в веждах твоих, и не уязвляй сердца похотливыми движениями" (Св. Григорий Богослов. Собр. творений в 2 томах. Свято-Троицкая Лавра,1994, т.2, с.152). Вот какими идеями надо "питать" формирующиеся души, чтобы их воспитать. Следуя Св. Григорию Богослову, Св. Иоанн Дамаскин писал, что познание собственной природы не хорошо для тех, "кто еще не опытны и подвержены сладострастным влечениям. Так как они еще не укрепились в добре и еще недостаточно утвердились в привязанности к одному только прекрасному...." (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М. 1992, с.48). 

Половое воспитание вне и помимо нравственного воспитания - это лжепроблема педагогики. Более того, с точки зрения православного человека, вненравственное культивирование полового воспитания - это педагогическое преступление, которое неизбежно приведет человека к падению и гибели. Но может быть именно об этом и пекутся вышеназванные программы и проекты?

Ведают ли или не ведают их исполнители, что волнующая их проблема "знать или не знать" имеет в традиции Православия совершеннейший из возможных ответов, а именно "не знать"! Это великое "незнание" является необходимым и достаточным условием воссияния "для людей светлого девства, отрешенного от мира и ...отрешающее от себя немощный мир, столько предпочитаемое супружеству и житейским узам, сколько душа предпочтительнее плоти, и широкое небо земле, сколько неизменяемая жизнь блаженных лучше жизни скоротечной, сколько Бог совершеннее человека. И окрест светозарного Царя предстоит непорочный, небесный сонм - это те, которые поспешают с земли, чтобы стать богами, это Христоносцы, служители креста, презрители мира, умершие земному, пекущиеся о небесном, светила мира, ясные зерцала света. Они видят Бога, Бог - их, и они - Божий". (Св. Григорий Богослов. Похвала девству. / Собр. творений в 2 томах. Свято-Троицкая Лавра, 1994, т.2, с.137-138).

И за это святое право детей быть Божиими, за святое право "не знать" никогда не прекратят свою борьбу православные люди России.

 

И.В. Силуянова, доктор философских наук,
профессор Российского государственного
медицинского университета

ВЕРНУТЬСЯ

Hosted by uCoz