С б л а г о с л о в е н и я М и т р о п о л и т а О м с к о г о и Т а р с к о г о |
Православный просветительский центр лБлаговещение╗
лМамина школа╗
Беседа 4
Появление детей Ц второе рождение семьи.
1. Причины снижения рождаемости. Зачем нужны дети?
2. Духовная и телесная связь родителей и детей. Тайна зачатия.
3. Сколько детей должно быть в семье?
4. Аргументы в защиту многодетности. Преимущества большой семьи.
5. Ответы на вопросы.
Список литературы:
1. Священник Илия Шугаев. Брак, семья, детиЕ Беседы со старшеклассниками. - г. Талдом, 2002 г.
2. Священник Сергей Николаев. За советом к батюшке. Сборник. - М., 2003 г.
3. Протоиерей Максим Козлов. Последняя крепость. Беседы о семейной жизни. Ц М., 2005 г.
4. Джон и Барбара Уиллке. Мы можем любить их обоих. Аборт: вопросы и ответы.- М., 2002 г.
1. Причины снижения рождаемости. Зачем нужны дети?
Господь, создав человека, благословил первую семью: лплодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею╗ (Быт. 1, 28). Условием владения землею, всеми ее благами было положено умножение рода. Однако человек отпал от Бога, он прекратил с ним всякое общение, стал жить по своей воле, поэтому перестал чувствовать присутствие Божие, перестал слышать Его голос в себе. Одним из последствий этого лотпадения╗ стала так называемая планируемая рождаемость. Об этом еще в 1876 году писал Ф.М.Достоевский в статье под названием лДетские секреты╗. В ней он обратил внимание наших соотечественников на некое европейское новшество. Во Франции в среде зажиточных буржуа стали множиться семьи, имеющие всего двоих детей. Что же, казалось странного? Иногда Господь и вовсе не дает чете потомства, иногда родится один, а иногда два ребенка. Но Федор Михайлович подметил, что это малочадие поразило только определенный слой общества. Богатых. И сделал естественный вывод: планируемая рождаемость. Дабы не делить капитал, не уменьшать богатства.
Экономисты и демографы знают, что самая низкая рождаемость не там, где низкий уровень жизни, а наоборот, в странах с наиболее высоким уровнем. Таков парадокс: чем больше у человека пряников, тем меньше он желает ими делиться.
В 1876 году писатель говорил о планируемой рождаемости как о чем-то чудовищно безнравственном. Его беспокоило и то, что грех уже перешагнул порог одной касты и появляется в сельских семьях. Федор Михайлович писал, что скоро такие семьи появятся и в Берлине. Это было всего лишь сто тридцать лет назад. Но ему не могло даже пригрезиться, до чего вскорости дойдет это лпланирование╗ в нашей стране. Что Россия в двадцатые годы узаконит аборты. Что в нашей стране в конце восьмидесятых врачи обоснуют и разрешат стерилизацию женщин. И даже будут рекламировать лбезболезненную, бескровную и безвредную╗ операцию. А в конце двадцатого столетия в России смертность в два с половиной раза превысит рождаемость! За один век в сознании людей как бы поменялись полюса добра и зла.
История народов Земли не знала такой самоубийственной морали, такого взгляда на деторождение, который господствует сейчас в мире. У всех народов многочадие всегда считалось благословением Божиим. Бездетность или малочадие воспринималось как наказание. Нынче все наоборот.
Мы так самоуверенны, считаем себя умнее и образованнее своих предков. Но наивно думать, что секреты планирования рождаемости были не известны нашим лдремучим╗ и лнекультурным╗ пращурам. Это действительно детские секреты. Но прежде подобное отношение к деторождению считалось чудовищным грехом. В Библии упоминается некий Онан, которого Господь покарал смертью за такое лпланирование╗. В древности закон наказывал за этот грех смертью.
Когда после революции во время глумления над Церковью и религией лкультура семейных отношений╗ достигла, вернее, настигла наш народ, то многочадие стали почитать как бы за отсталость, темноту, почти вредительство. Ведь дети мешают женщине быть активной участницей политических и трудовых событий в жизни страны.
Да, многочадие Ц это трудно, но это и большое счастье. Апостол сказал о женщине: лЕспасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием╗ (1 Тим. 2, 15). Это естественный путь для женщины. Положить душу свою за других, за чад.
В прошлой беседе мы уже говорили, что появление детей изменяет семью, она словно второй раз рождается. Без детей очень трудно проявиться настоящей любви, поскольку супруги без детей замкнуты сами на себе и любят только друг друга. Настоящая любовь возникает, по выражению Сент-Экзюпери, тогда, когда супруги начинают смотреть в одну сторону, то есть учатся вместе любить других людей.
Итак, дети (или хотя бы один ребенок) в семье должны появиться, чтобы семья стала полноценной.
2. Духовная и телесная связь родителей и детей. Тайна зачатия.
Сегодня мы будем говорить о том, кто такой ребенок, какова его связь с родителями, какова связь телесная и связь духовная.
Начну с духовной связи между родителями и ребенком. Среди неверующих людей, а сейчас, когда нет достаточного просвещения среди прихожан, и среди верующих людей крайне распространено одно заблуждение о духовной жизни ребенка. Обычно считается так. Вот мама принесла ребеночка из роддома. Берешь его на ручки Ц чистый ангелочек, только крылышек не хватает. Душа его Ц чистый лист бумаги, еще нет на ней ни одного грязного пятнышка. На самом деле все не так! Оказывается, когда мама принесла ребеночка домой из роддома, ему вовсе не пять-семь дней, ему Ц уже девять месяцев и пять-семь дней! Церковь всегда знала, что жизнь человека начинается с момента зачатия. От родителей Ц тело, а от Бога Ц душа, и дается она в момент зачатия. А теперь и медицинская наука подтвердила, что от ребенка, находящегося в утробе матери, ничего нельзя скрыть. Все, что происходит с матерью, лзнает╗ маленький человечек.
Канадский доктор-психиатр Томас Верни предоставил неоспоримые доказательства эмоционального, психологического и интеллектуального развития личности ребенка во внутриутробный период. Плод, оказывается, может видеть, слышать, переживать и, на примитивном уровне, даже обучаться.
Существуют удивительные истории знаменитых музыкантов, которые могли играть какие-то музыкальные пьесы, ни разу до этого не видя даже нот! Оказывается, их матери играли эти пьесы много раз во время беременности.
Многолетние наблюдения ученых-перинатологов подтверждают, что от того, какие сигналы получал ребенок, находясь в утробе матери, в какой-то степени зависит даже будет ли он счастливым или несчастным, агрессивным или мягким, спокойным или раздражительным в своей последующей жизни. Главный источник этих сигналов Ц сама мать, чьи сомнения и страхи по поводу рождения ребенка могут нанести ему психологическую травму.
Доктор Верни поведал достаточно драматическую историю об одном своем пациенте. Этот человек на протяжении многих лет часто испытывал странное чувство жара, которое сочеталось у него с необъяснимым ужасом. Как потом выяснилось, причиной такого состояния послужила хранившаяся в его подсознании информация о том, что его мать, будучи на седьмом месяце беременности, собиралась сделать аборт. Вообще, многие специалисты сходятся во мнении, что информация, получаемая мозгом на клеточном уровне, закладывает основные характеристики будущего ребенка. А самые первые впечатления новорожденного от окружающих людей и обстановки являются едва ли не решающими для его последующего развития.
Так вот, вернемся к нашему новорожденному, которому уже девять месяцев и пять-семь дней. И за этот срок его душа, как правило, оказывается испачканной уже множеством грехов. Каких? Ведь он еще не сделал ни одного шага, не произнес ни одного слова, не сделал ни одного самостоятельного поступка!
Настолько сильна духовная связь ребенка с родителями, что каждый грех родителей ложится темной печатью на душу ребенка. Мама и папа вечером садятся перед телевизором, чтобы посмотреть непристойный фильм. Их дочка находится еще в утробе матери, она ничего не видит и почти ничего не слышит. Но грех родительский отпечатывается на ее душе. Потом, через пятнадцать, шестнадцать лет, родители будут разводить руками и удивляться: лОткуда это в ней? Мы ее воспитывали в строгости, ничего непристойного в своей жизни она никогда не видела, подруги у нее все приличные. Ну почему она выросла такой гулящей?!╗ Да, ей ничего не показывали, но сами вели себя блудно: в компании друзей мама могла себе позволить пофлиртовать, папа на улице и работе часто заглядывался на короткие юбки, вместе по вечерам, уложив детей, мама и папа позволяли себе чтение бульварных статей, с интересом обсуждая интимные подробности жизни знаменитых людей. Ребенок ничего этого не видел, но на душе остался отпечаток греха. Например, папа позволил себе стащить с завода хороший инструмент, и он понимает, что сыну знать об этом не полезно. лА то вырастет вором!╗ - думает про себя отец. Но потом этот горе-отец так никогда и не поймет, почему из его кармана пропадают деньги, ведь он сына этому не учил. Такова особенность духовной связи Ц мать не видит сына, но чувствует его боль; сын не видит греха родителей, но приобретает склонность к нему.
Но не все так страшно. Благодаря духовной связи передаются не только грехи. Святость, праведность также отпечатывается на детях. В Православной Церкви многие святые имели праведных родителей, например, родители преподобного Сергия Радонежского были святыми, родители святителя Василия Великого воспитали нескольких детей, которые прославлены в лике святых.
Можно сказать так: вся духовная жизнь детей проходит через родителей. Ребенок с момента своего зачатия хочет молиться, душа его требует этого.
Почему? Очень просто, ведь молитва- это общение с Богом, с Творцом. Душа ребенка тянется к Отцу своему небесному, потому что находится очень близко от него. Это уже потом, если родители не молятся и ребенка не научили общаться с Богом посредством молитвы, он перестает чувствовать присутствие Божие, теряет духовное зрение и не видит Бога.
О том, что дети могут молиться уже в утробе матери, явно видно из жития преподобного Сергия. Однажды мать преподобного, когда он уже был у нее в утробе, молилась во время Литургии. И в три самые важные момента Литургии все в храме явно слышали, как ребенок из утробы подал свой голос. Настолько мать проникновенно молилась, что ребенок из утробы подал голос! Конечно, это чудо Божие, потому что дети в утробе не кричат, точнее они могут закричать, у них для этого все готово, но у них нет воздуха, вокруг них только околоплодная жидкость. Что же говорит современная медицинская наука о возможности ребенка плакать в утробе матери?.. Хотя водная среда, в которой живет малыш, дает мало возможностей для крика или плача, для которых нужен воздух, неродившийся ребенок может кричать и плакать, и будет, если дать ему такую возможность. Врач лЕ ввел в околоплодный мешок ребенка пузырек воздуха, а затем просветил рентгеновскими лучами. Получилось так, что пузырь закрыл лицо ребенка. Он в какой-то мере почувствовал нажим, в момент, когда ему пришлось вдохнуть и выдохнуть воздух, они услышали ясный звук протестующего плача из матки. Позднее, тем же вечером мать позвонила врачу и сказала, что, когда она легла спать, пузырек воздуха, вероятно, снова закрыл лицо ребенка, и он стал плакать, да так громко, что не дал заснуть ни ей, ни ее мужу. Доктор посоветовал ей принять положение полусидя на подушках, чтобы воздух не мог достичь лица ребенка, которое находится в нижней части матки╗. (Дэй и Лайли, Современное материнство, 1969,с.50-51)
Вернемся к чудесному крику младенца Сергия. Как вы думаете, зачем Господь показал это чудо?.. Вероятно, для того, чтобы мы не сомневались, что дети могут молиться еще не родившись. Они молятся не словами, они их не знают, но душа их может почувствовать устремление матери к Богу во время молитвы, они могут устремиться своей душой туда же и испытать ту же радость молитвы, что охватывает мать.
Еще одна история, теперь уже современная, рассказанная одной из прихожанок о своей знакомой. Эта прихожанка раньше работала с молодежью. И однажды к ней заходит девушка, чтобы просто посидеть без всякого повода. Вид у нее был не очень веселый, а потом она неожиданно стала бить себя со злостью в живот. лЧто ты делаешь?╗ - лНе хочу его!╗ - Стало ясно, что она забеременела и хотела избавиться от ребенка. Примерно в таком же духе прошла вся беременность. Эта девушка старалась простыть. Она нарочно таскала тяжести, но на аборт не пошла и все же родила ребенка. После его рождения в ней проснулись нормальные материнские чувства.
Она не чаяла души в своем ребенке, он стал для нее самым дорогим существом. Семейная жизнь у нее не сложилась, и сын стал единственным близким, родным человеком, единственным утешением для матери. Но самое страшное, что сын, когда вырос, стал страшно ненавидеть свою мать. Она терпела от него унижения и побои, а он ни во что ее не ставил. Почему так получилось? Оказывается, тот заряд ненависти к себе, который он получил от матери еще в утробе, она так и не смогла в нем погасить после его рождения. Можно сказать, что скорее всего, она его баловала, неправильно воспитывала, но этим до конца все равно не объяснить той ненависти, что он испытывал именно к матери.
Все, что происходит с ребенком в утробе, будет отражаться на нем в течение всей жизни; впечатления от того возраста самые глубокие. Однажды одного детского врача спросила одна из мам: лДоктор, когда мне начать воспитывать своего ребенка?╗ - лСколько ему уже?╗ - лПолгода.╗ - лВы опоздали на полгода╗, - ответил врач.
Здесь мне хотелось бы немного отметить следующее. Ведь у вас может возникнуть вполне законный недоуменный вопрос: лКак же так? Почему грешат одни, а грех переходит на других? Как может грех передаваться другому человеку?╗
Очень часто среди людей распространено совершенно не православное представление о грехе. Считается, что грех это провинность перед Богом, которую Он может простить или не простить человеку. Но грех Ц это не провинность. Вина одного человека, действительно, не может перейти на другого человека. Если человек украл 100 рублей у своего соседа, то претензии соседа к сыну вора будут совершенно необоснованными. Кто украл, тот и должен возвращать украденное. Грех по православному учению Ц это не провинность, а болезнь души, а болезни очень легко передаются другим. Если человек совершил кражу, то вина за эту кражу на сына не перейдет, но болезнь души, склонность к воровству, к сыну очень даже перейдет.
Другая иллюстрация. Семья едет на машине. За рулем сидит отец, рядом - мать, сзади Ц детки. Отец нарушает правила дорожного движения, обгоняет в неположенном месте, навстречу неожиданно вылетает автомобиль. Чтобы избежать прямого столкновения, отец выворачивает руль, и вся семья отправляется в кювет. Кто виноват в аварии? Ясно, что только один человек Ц отец. А кого повезут в больницу? Только одного отца? Нет, повезут всех, потому что вся семья искалечена по вине одного. На них вины нет, но лечиться надо. Так же и грех. Грешит один Ц мама или папа, а лечиться от греха, от склонности к этому греху будут и детки. Они должны будут в будущем бороться с той страстью, что в них посеяна родителями. Они, дети, будут ходить на исповедь и своими покаянными слезами смывать этот грех.
А говорить, что это несправедливо Ц неразумно. Ведь мы же не говорим о несправедливости, когда один в семье заражается гриппом, а от него заражаются все остальные члены семьи.
Итак, подводя итоги сказанному о духовной связи родителей и детей, можно сказать, что в духовном смысле дети Ц это продолжение своих родителей. Провести грань между ними очень сложно.
В плане же телесном связь между родителями и детьми несколько иная. Жизнь ребенка начинается с момента зачатия, и большинство людей ошибочно считает, что ребенок в утробе матери Ц это кусочек ее тела (в чисто физиологическом смысле). Этим, кстати очень часто оправдывают аборты: лМое тело, что хочу, то и делаю╗. Но в этих словах заключена огромная ложь.
Во-первых, ребенок с момента зачатия не принадлежит родителям хотя бы уже потому, что в его появлении участвовали не только они. В каждом зачатии незримо присутствует Бог. Верующие люди всегда это знали. Две клетки Ц от мужа и от жены Ц образуют единую клетку, но это еще не человек, а вот Господь дает этой клеточке душу, и теперь это уже полноценный человечек. Родители не управляют процессом рождения ребенка. Детей дает Бог. Кому-то дает много, кому-то мало. Недавно мне попались на глаза рассуждения одного гинеколога, который говорил, что тайна зачатия остается тайной, потому что никто не может объяснить, почему у двух здоровых семей, которые хотят детей, в одной Ц восемь деток, а в другой Ц лишь один.
Во-вторых, любому школьнику, который изучал биологию в 9-м классе, должно быть уже известно: ребенок в утробе никогда не является частью матери, он Ц не ее тело, он Ц не один из ее органов.
Что же такое ребенок в утробе своей матери? Кто он для нее с точки зрения физиологии?
Начну несколько издалека. Некоторые низшие организмы могут размножаться почкованием или делением пополам. Отщипнул веточку от дерева. Посадил в землю, глядишь, новое дерево выросло. Но так бывает только у растений. С животными все уже сложнее. Давайте взглянем на более высокоразвитые организмы, например, рыб. Оплодотворенная икринка находится вне материнского организма. Даже зачатие, то есть оплодотворение, происходит вне матери-рыбы. В икринке есть все необходимое для того, чтобы в ней развивался малек, который потом лвылупится╗ из икринки. Икра является очень ценным питательным продуктом, потому что там заложены все вещества для роста будущей рыбешки. Никому в голову не придет сказать, что зародыш в икринке Ц это часть материнского организма. Поднимемся еще выше, взглянем на птиц. У них зачатие происходит уже в организме матери. Курица снесла яйцо, и в этом яйце есть все необходимое для того, чтобы в нем развивался цыпленок. Но только одних веществ, заложенных в яйце, уже мало для роста цыпленка, ему еще нужно тепло, поэтому курица высиживает яйца. Вновь видим, что на всем этапе развития зародыша в яйце он не может считаться частью материнского организма, он четко отделен от него твердой скорлупой. Поднимемся еще выше, взглянем на млекопитающих. Это еще более высокоразвитые животные, и для развития зародышей требуется еще больше условий. Трудно представить, какое нужно яйцо, в котором бы мог развиваться слоненок. Сложность организма требует много большего, чем у птиц и рыб. Времени развития зародыша, а, следовательно, и веществ в это яйцо надо заложить в несколько раз больше. Поэтому даже для такого малого животного, как мышь, потребовалось бы такое яйцо, которое мама-мышь никогда бы не смогла снести, оно должно было бы быть не меньше самой матери. Поэтому Господь устроил иначе: Он посадил это яйцо, эту икринку в утробу самой матери. И ребенок, равно как и какой-нибудь жеребенок или котенок, в утробе матери находится, словно в мягком яйце, которое присоединено к материнскому организму, но не сливается с ним.
Ни одна капелька крови матери не попадает в кровеносную систему ребенка! В учебнике 9-го класса по биологии, по которому учится большинство детей во всех школах России, есть очень хороший рисунок. Ребенок находится в жидкости в околоплодном пузыре. Пуповина ребенка присоединена к плаценте, а плацента присоединена к матке матери. Но есть очень четкая грань между плацентой и маткой Ц это не две части одного органа, а два разных органа, принадлежащих разным людям, один Ц ребенку, другой Ц матери. С одной стороны этой грани от матери через множество капиллярных сосудов подходят все необходимые вещества, а с другой стороны этой границы другое множество капиллярных сосудов плаценты впитывает все эти вещества.
Но вновь повторю: ни одна капля крови матери не может преодолеть эту границу. Только питательные вещества переходят ее.
Можно смело сказать, что ребенок в утробе матери Ц это совершенно самостоятельный организм, который дан матери на временное обитание в ее утробе для питания. Говорить: лМой ребенок во мне Ц это часть моего тела. И я имею на него все права╗, никак не правомерно. Это то же самое, что говорить, что человек размножается почкованием, что не свойственно даже червям. Околоплодный пузырь Ц это и есть то яйцо или икринка, в которой развивается ребенок, как отдельный от матери организм. Еще раз повторю: ребенок дан матери для питания, но он не часть ее организма. Кем дан? Богом и отцом ребенка! Мать без воли отца не имеет права (не юридического, а морального) делать что-либо с ребенком. Мать будет отвечать и перед Богом за все, что она сделала с ним. Хочешь ампутировать ногу? Ампутируй, если хочешь, она Ц твоя. Хочешь убить ребенка во чреве Ц не имеешь права, он Ц не твой! Представим себе картину. Папа и мама срочно уезжают по неотложному делу, оставляют ребенка соседке, чтобы она его кормила, ухаживала за ним, пока их не будет. Родители возвращаются, а соседка и говорит: лНет ребеночка, он был мой, что хотела, то и сделала с ним, вам-то что?╗
Если связь духовная родителей с ребенком такова, что ребенок - это кусочек родителей, их неотделимая часть, то телесная связь Ц наоборот, уже с момента зачатия мать и дитя Ц это совершенно отдельные организмы.
Мне хотелось бы сегодня осветить еще один вопрос. Сколько детей должно быть в семье? В православных семьях этот вопрос решается просто: сколько Бог пошлет. Рассмотрим несколько проблем, связанных с многодетностью.
3. Сколько детей должно быть в семье?
В настоящее время многодетной семьей считается семья с тремя детьми. Это трудно укладывается в голове, поскольку слово лмного╗ не ассоциируется с цифрой лтри╗. лМного╗ Ц ну, это хотя бы пять.
Конечно, есть исследования лингвистов, которые доказывают, что в первобытные времена люди считали так: один, два, много. Числа лтри╗ у них не было якобы в силу примитивности мышления. С этим можно отчасти согласиться: один мамонт Ц хорошо, два Ц еще лучше, а три мамонта уже много. Исследователи же славянского языка отмечают, что понятие лмного╗ у славян и их предков праславян использовалось, если объектов было пять и более. Свидетельство этому можно увидеть и в современном русском языке. Мы говорим: один ребенок, два ребенка, три ребенка, четыре ребенка, но уже пять (и далее) детей, то есть много детей.
Специалисты демографы утверждают, что для поддержания численности населения на одном уровне необходимо, чтобы 60% семей имело три ребенка. И это еще не много: если остальные 40% семей будут иметь по два ребенка, то у 100 семей или 200 родителей будет только 260 детей, то есть воспроизводство населения будет всего 30%. На самом же деле, эти 30% едва могут закрыть недостаток людей: часть семей не будет иметь детей, часть детей умрет, не вступив в брак, часть семей будет однодетными и т.д.
При такой постановке вопроса получается, что большинство семей (60%) должно быть многодетными в современной терминологии. Согласитесь, что нелогично называть семью многодетной, когда более половины всех семей должны быть таковыми. Поэтому мне хотелось бы, чтобы вы знали, что 1-2 ребенка Ц это еще малодетная семья, 3-4 ребенка Ц это нормальная семья, а 5 и более детей Ц это настоящая многодетная семья.
Хотелось бы, чтобы в вашей голове то, что должно быть нормой (если мы не хотим выродиться), перестало иметь приставку лмного╗, то есть считаться каким-то излишеством. К сожалению, сейчас на молодых родителей, которые хотят иметь третьего ребенка, близкие и знакомые смотрят в лучшем случае со снисходительной улыбкой, а скорее будут крутить пальцем у виска: лДвух прокормить не могут, а еще третьего заводят╗. Не бойтесь, заводите, чтобы стать нормальной семьей.
4. Аргументы в защиту многодетности. Преимущества большой семьи.
Сейчас многодетных семей все меньше и меньше. Иметь много детей сейчас почти никто не хочет. При этом можно легко опровергнуть миф об экономических причинах малодетности, проанализировав формы репродуктивного поведения среди представителей разных слоев населения. Несложно проследить, что сейчас даже очень богатые люди имеют не более двух детей. Почему? Вроде бы и условия позволяют и деньги есть. Ответ очень прост: лтак удобнее╗, лу всех сейчас так╗.
Часто очередной ребенок бывает нежеланным, случайным. Предохранялись, но что-то не помогло. Слава Богу, решились родить, и незаметно стали немного счастливее, потому что Господь за каждого ребенка прибавляет родителям счастья. Малодетность Ц одна из форм эгоизма. А эгоистичному человеку трудно быть счастливым.
Итак, аргумент 1 в защиту многодетности.
Если ребенок в семье один, то такое положение очень сильно располагает к развитию в ребенке эгоизма. (Под эгоизмом следует понимать особое мировосприятие, когда человек все происходящее оценивает с точки зрения своих личных интересов.)
Ребенок в однодетной семье видит проявление только одной воли Ц своей, только одних желаний Ц своих. Конечно, и в однодетной семье присутствует еще воля родителей. Но желание родителей для ребенка Ц это далеко не тоже, что желание его брата или сестры. У родителей есть власть и непререкаемый авторитет, поэтому исполнение своей воли они могут добиться силой. Волю своих родителей ребенок вынужден соблюдать. А вот учитывать в своих поступках желания своих братьев и сестер Ц это уже дело добровольное. И если в семье есть хотя бы еще один ребенок, то в душе маленького человека может начаться большая работа Ц каждый свой шаг соизмерять с интересами другого человека. Но эта работа может, конечно, и не начаться, - все зависит от родителей. Но чем больше детей, тем легче будет родителям помочь своему ребенку преодолеть свой эгоизм.
Сейчас часто можно услышать такие слова: я могу обеспечить счастливое детство (приличное образование или т.п.) только одному (двум) ребенку. Звучит если не убедительно, то вроде бы логично, Но логика жизни иная. Если ребенок один, то из него часто хотят сделать вундеркинда, который бы умел петь и плясать, играть на фортепиано и гитаре, умел держать кисти в руках, разбираться в юриспруденции, менеджменте и маркетинге. И целью родителей становится вывести ребенка в жизнь. лПусть у нас один ребенок, но зато он не будет заурядным человеком╗. Желания родителей естественно передаются ребенку, он впитывает их всей своей душой и начинает искренне жить с верою в то, что он точно особенная личность. Интересы ребенка начинают играть слишком большую роль, а ребенок привыкает к тому, что его интересы всегда ставятся во главу угла. А это и есть по определению воспитание в ребенке эгоизма.
Аргумент 2
Еще одним преимуществом является то обстоятельство, что, как правило, человек, выросший в большой семье, очень коммуникабелен. Такие люди всегда приятны окружающим и часто добиваются успехов в самых разных областях.
Аргумент 3
Семьи с несколькими детьми всегда более дружны.
Межличностная сплоченность членов семьи здесь гораздо выше, чем в малодетных семьях. Можно смело утверждать, что многочисленные исследования психологов, свидетельствующие о том, что в больших семьях дети вырастают более отзывчивыми и заботящимися друг о друге, являются полностью верными и неоднократно подтвержденными на практике.
Аргумент 4
Доказано, что дети укрепляют семью и сильнее объединяют супругов, ибо являются результатом их любви и близких отношений. В семьях с несколькими детьми разводы случаются намного реже, чем в семьях, в которых 1-2 детей. Рождение каждого последующего ребенка вносит в семейную жизнь не только заботы по уходу за новым членом, но и свою новизну в отношения супругов. Как правило, родители в большой семье живут вместе всю свою жизнь и празднуют не один юбилей совместной жизни.
Аргумент 5
Хотелось бы так же обратить внимание на один немаловажный момент, касающийся нашей старости. Посмотрите, сколько сейчас пенсионеров, которым некому подать даже кружку воды!
В былые времена такого не было, и не только потому, что воспитание было построено на других ценностных ориентирах, но еще и потому, что 80-100 лет назад детей в семьях было гораздо больше и всегда находились заботливые чада, помнящие о своих родителях. Сегодняшние старики оказались в такой незавидной ситуации только из-за того, что имели одного-двоих детей.
Это так называемые издержки малодетности, жертвой которой оказались многие люди преклонных лет. У кого-то сын в другом городе, с кем-то дочь поссорилась, у кого-то единственный ребенок оказался не самым благополучным и не оправдал возложенных на него надежд.
Однако, очевидно, если бы детей было больше, тогда и шансы на заботливое отношение наследников, а следовательно, и на гордость своим потомством были бы на порядок выше. Сложно встретить пенсионера Ц многодетного отца, от которого бы все дети вдруг взяли и отвернулись. Хотя бы кто-то из них все равно помнит и помогает.
Одним словом, дети Ц это вложение в собственное будущее и забота о грядущей старости.
Аргумент 6
Существует общеизвестное представление о смысле нашей жизни, которое сводится к необходимости сделать что-то доброе, что-то после себя оставить (написать книгу, посадить дерево, построить дом и т.д.).
Так вот, ребенок Ц это продолжение вас.
А если детей у вас несколько, значит именно столько полезного вы после себя и оставили.
Попробуйте спрогнозировать будущее. Неужели не легче будет продвигаться в жизни вашей дочери, у которой два или три старших брата, которые всегда смогут дать дельный совет и прийти на помощь в трудную минуту?
Аргумент 7
Перечисляя многие плюсы многодетной семьи, замечу также, что семья Ц это уникальный жанр социального творчества. Вы можете создать свой шедевр.
Для того чтобы как-то заметно реализовать себя в других сферах, необходимо много условий: образование, навыки, талант, деньги, связи и т.д. А семья доступна каждому из нас, более того, она необходима всем.
И чем больше ваша семья, тем больше у вас возможностей для социального творчества. Такой может быть только ваша семья Ц она одна, таких больше нет нигде и ни у кого.
Ваш начальник, к примеру, зарабатывает больше денег, но он несчастный человек Ц у него нет детей. Он, может быть, подчас и не знает, для кого и для чего живет. А вы, возвращаясь с работы, открываете дверь и вдруг слышите громкий многоголосый крик: лМама!╗ (или лПапа!╗) Ц и шесть, а то и восемь детских рук обвивают вашу шею. И разве это не самое главное в жизни?
Чтобы иметь много детей, надо только решиться, надо быть готовым жить ради своих детей и забыть о себе. Пока думаешь лишь о себе, многодетная семья будет казаться адом. А когда все мысли и желания будут связаны со своими детьми, то многодетная семья будет единственным условием счастья.
5. Ответы на вопросы.
1.Отсутствие детей или внуков Ц это Божие наказание?
Не всегда наказание, иногда это милость. Для того же Василия Ш отсутствие детей было милостью. Иногда то, что чисто по-человечески кажется горем, с точки зрения вечности оказывается благом. Даже переживаемая как трагедия смерть ребенка в младенчестве на путях Промысла Божия может явиться благом, ибо мы не знаем, кем бы стал этот ребенок, достигнув взрослого возраста. Хорошо известна история матери поэта-декабриста Константина Рылеева, которого она вымолила, так как он должен был умереть в младенчестве от тяжелой болезни. Однако Господь, по неотступным молитвам матери, открыв ей, чем все кончится Ц вплоть до смертной казни, попустил ему вырасти, правда, тоже по милости Своей, приведя его, единственного из приговоренных, к покаянию. Он покаялся в том, что совершил, и умер в примирении с Богом, совестью и с Церковью. Но оборачиваясь в его детство, мы можем спросить: была бы скорбь матери от смерти своего еще безгрешного сына больше, чем та, которую она понесла в итоге?
2.Может ли православная семья обойтись без детей?
Если речь идет о бесчадии, которое попускается Богом как крест, как испытание семьи, то, конечно, само по себе отсутствие детей, невозможность чадородия Ц не есть основание для разрушения семьи. Семья может жить полнотой жизни во Христе и без детей. Да, со своими особенностями, со своими скорбями, но это может быть полная и глубоко верующая семья. Если же речь идет о нежелании иметь детей при сохранении плотских отношений, то это безусловно грех, и грех против замысла Божия о семье, когда мы сами себе решаем, что нам нужно в нашей жизни, и Бога в нее, да еще в столь главном не пускаем. И этого в семье православных людей быть не должно. Но мы знаем примеры исключительного подвига семейного супружества, являющегося совместным бытием брата и сестры во Христе, которые в мирской жизни проходят путь практически жизни монашеской Ц телесного воздержания друг от друга, но при этом духовной близости. К примеру, так жили со своими супругами отец Иоанн Кронштадский и философ Алексей Федорович Лосев, ставший монахом в миру с именем Андроник. Конечно, это высочайший подвиг, который нельзя возлагать на себя самочинно, а только по благословению и совету опытнейшего духовника, не менее, чем старца, и понести его пред Богом так, чтобы люди о нем не знали. И это тоже может быть христианский путь семейной жизни без детей.
11.
3.Нужно ли ждать укрепления в вере, прежде чем заводить детей?
Как известно, дети появляются вне прямой зависимости от благочестия, воцерковленности и веры мужа и жены. Думается, что вопрос: стоит ли заводить детей, пока мы ощущаем себя маловерными? Ц скорее нужно поставить так: стоит ли вступать в брачный союз, да еще в венчанный, пока мы в вере колеблемся, а уж когда укрепимся душой, тогда и жениться и детей рожать?
4.Большинство священников считает, что христианин не вправе заниматься планированием детей и должен иметь их столько, сколько Бог посылает. Мы ведь верим, что Господь не даст никому креста сверх сил, и значит, даруемое Им количество детей полезно и благотворно именно для этой конкретной семьи. Не есть ли уклонение от деторождения (даже самым невинным образом) маловерием и в каком-то смысле богоборчеством?
Отвечу на это недоумение словами отцов Архиерейского Собора 2000 года. В лОсновах социальной концепцииЕ╗ по поводу планирования семьи говорится: лХристианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехомЕ Принижение социальной значимости материнства и отцовства приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза; оно также способствует отчуждению и развитию антагонизма между поколениями╗. Кроме того, можно вспомнить то, что говорил пророк Давид: лВот наследие от Господа: дети; награда от него Ц плод чрева╗ (Пс.126,3)