С   б л а г о с л о в е н и я   М и т р о п о л и т а    О м с к о г о   и   Т а р с к о г о

Православный просветительский центр «Благовещение»

«Мамина школа»

Опасные игрушки.

 

Слова «вся жизнь – игра» стали не только расхожим штампом, но и адекватным определением сегодняшней жизни: взрослые играют на биржах, на стадионах, на сценах и подмостках, в конференц-залах и казино; играют в политику. На деньги; играют словами и обещаниями, играют в любовь и порядочность.

Однако, если обратиться к традиционной российской культуре, то окажется, что игры и игрушки для наших предков имели позитивный смысл только в контексте потехи, развлечения, праздника, а слова «игрок, игрун» по отношению к взрослому и вовсе приобретали неодобрительный негативный оттенок одержимости, безумства.

А вот дети, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Кроме того, изменилось само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то агрессивной, индивидуалистической. Совсем исчезли групповые игры – воздух детской жизни старших поколений. Где они – салки, казаки-разбойники, жмурки, лапта и прочие детские радости? Все они вместе со считалками, страшилками, песенками и другими формами детского фольклора – величайшего богатства нашей культуры – сохранялись на протяжении веков, передавались из уст в уста.

А что у наших детей сегодня? Игрушек – море. Оказывается, игрушки очень прибыльный бизнес, и «игровая индустрия» расширяется с каждым годом: к мягким и механическим добавляются электронные и компьютерные, и взрослые увлечены их созданием всерьез. Но порой поражаешься вопиющей безграмотности изобретателей игрушек в сфере детской психологии. Ведь игрушка для ребенка – не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

Мы изобретаем, а затем приобретаем игрушки для детей, исходя из своих потребностей, собственных, неосознаваемых порой, пристрастий. Посмотрите, что продается в наших магазинах. Вот миниатюрные наручники и резиновая дубинка. Подарив любимому чаду эти «атрибуты правосудия», родители должны понимать, что ориентируют ребенка не на профессию полицейского, а на глубоко скрытые агрессивные тенденции, когда насилие – самый короткий путь решения проблем. Современный ребенок, берущий в руку пистолет или автомат, сразу направляет его на другого человека – сверстника или взрослого. Вы никогда не обращали внимания, что при этом детское лицо сразу искажает злобная гримаса? И эта злоба не способна его защитить, а лишь вызвать встречную агрессию.

Но это вовсе не значит, что любое оружие провоцирует жестокость. Когда-то мой четырехлетний сын, получив в подарок пластмассовый меч, тотчас направился с ним в темную комнату и через некоторое время вышел из нее счастливо улыбающимся: «Он убежал, Бармалей!» Игрушечный меч оказался грозным орудием мальчика против страха темноты, средством овладения собственным поведением.

Самая главная защита ребенка, как ни парадоксально, - обезоруживающее дружелюбие: помните, мудрая мама советовала Крошке-Еноту: «Улыбнись тому страшному, кто сидит в пруду»?

А для девочек придумали другие игрушки. Кто не знает кукол Барби и Синди – секс-символ и воплощенную мечту общества потребления. Какие жизненные ориентации для малышки символизируют собой эти красавицы с женскими формами? Кто они? Дочки? Подружки? Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, служанкой, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда. Архетип материнства незаметно подменился архетипом блуда в контексте «безопасного секса»!

Все эти игрушки, на мой взгляд, не соответствуют элементарным критериям психологической безопасности для личностного развития ребенка и педагогической целесообразности в плане его обучения. Почему? Давайте представим себя на месте ребенка.

Маленький ребенок – весь неопределенность, это веер возможностей, он то, чем мы никогда уже не сможем стать. Он активно присваивает мир, чтобы его преобразовывать, ощущая себя Творцом, и игрушка – необходимое средство процесса творения. Поэтому, чем шире спектр применения игрушки, тем выше ее ценность для творчества, тем больше она может развить творческий потенциал самого ребенка. Отсюда – самые лучшие игрушки – природные: камушки, песок, шишки, палочки, лоскутки – они могут быть всем! А чем может быть машинка? Только машинкой, правда, если это грузовик, то, вероятно, еще и ящиком для хранения кубиков, кроватью для плюшевого мишки или каретой для путешествий кота и прочее.

В чем назначение любой игрушки? Забавлять, обучая, или обучать через игру. Если ваш ребенок застенчив или конфликтен в общении, если он плохо успевает в школе, дерется или дерзит учителям, игрушка не поможет, а может лишь усугубить неблагополучие.

В этой связи нельзя не сказать и о компьютерных играх. Они становятся новым массовым явлением сродни психической эпидемии для детей всех возрастов – от дошкольников до старшеклассников и студентов. Если учесть, что приобретение игровых приставок и персональных компьютеров выросло в десятки раз и в крупных городах от 40 до 80% семей их имеют, то уже сегодня компьютерная игра становится, наряду с телевидением, серьезным фактором негативного воздействия – телеэкранной социализацией современного ребенка.

Что несут с собой компьютерные игры? Возьмем, к примеру, наиболее популярные: Дум-образные игры, единоборства (драки), ролевые и типа «Стратегия». Дум-образные компьютерные игры – это воспроизведение агрессивного лабиринта, перед которым древнегреческий миф о Тезее и чудовище Минотавре меркнет и кажется милой доброй сказкой. В Дум-игре чудовищ – огромное множество, они появляются каждую секунду в ужасающих обличиях (мутанты, человекороботы, мифические чудовища типа орков, гигантские насекомые, скелеты, и пр., и пр.), часто с убийственно разнообразным оружием. Все они «отнимают» у игрока жизнь. Либо он, либо они – так стоит вопрос. Единственный аналог этой игры в реальной жизни – это кошмарный сон.

Родители довольны: дети приобщаются к интеллектуальному достоянию человечества, не болтаются по улицам, не сидят по подвалам – играют. Но кроме физического вреда, который получает ребенок, просиживая сутками за компьютером, есть вред и нравственно-духовный. Блуждая в лабиринте, ваш ребенок, пусть виртуально, но соучаствует в убийстве не только монстров, но и сверстников-игроков, то есть воображает смертный грех, который, как известно, в христианской традиции может быть выражен не только делом и словом, но и помышлением.

Правда, взрослые сторонники этих игр уверяют, что насилие в игре отсутствует, поскольку его нет в реальности. Да и вообще, мол, не нравится – не играй. Но ведь младший школьник или подросток в силу психологического возрастного свойства испытать себя или простого любопытства не может, как правило, противостоять искушению и не играть. Ролевые, аркадные, авантюрные игры (среди младших школьников они называются «ходилки») – это игры – приключения, иногда по мотивам известных литературных произведений и художественных фильмов, например, о Шерлоке Холмсе, и прочее. Сюжеты могут быть самые разнообразные. Например, игра с названием «Дьябло» (ясно, как переводится?): суть ее – игрок охотится за князем мира сего, проходит через все круги ада, настигает его, сражается и, если побеждает, то… оказывается на его месте! Если нет – становится его рабом.

Есть среди игр чрезвычайно умные – такие, как «Цивилизация», по сути дела, это создание собственной версии развития истории: от маленького племени до современного государства. Игра требует определенного багажа знаний и дерзости завоевателя, и тогда история идет другим путем, и для интереса можно играть на стороне, ну, скажем, фашисткой Германии против России. Чувствует себя ребенок при этом властелином мира.

Быстро формируется у ребенка психологическая зависимость от игры, сродни наркотической, отчуждает его от живого общения со взрослыми, сужает сферу совместной деятельности ребенка и взрослого в семье. Компьютер вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную игру со сверстниками, столь необходимую для его психического развития и личностного становления.

Компьютерные игры способствуют разжиганию пагубных страстей и греховных влечений в ребенке: страсти к наживе, нечистому, нездоровому азарту, забвению заповедей Божиих – добра, красоты, милосердия. Компьютерная графика, созданная на основе инокультурных образцов и моделей, отвращает от отечественных ценностей, прерывает связь с родными истоками, воспитывает презрение к национальным традициям. Психическая мутация, вызванная современной техногенной средой, информационным прессингом, бездушными игрушками, определяет глобальные изменения самого психотипа человека в XXI веке.

Что же можно противопоставить этому чудовищному валу современных игр и игрушек, обрушенному на наших детей? В первую очередь, необходимо воссоздание игровой традиции, особенно групповых подвижных игр и игрового детского фольклора. Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, представляет ребенку готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе, а в подростковом возрасте – приобретение психологической независимости от негативных влияний и отстаивание своей позиции. Игрушки – изделия художественных промыслов, являющиеся средством культурно-эстетического развития ребенка, должны занять свое место в магазинах.

Приоритетными направлениями нам представляется создание игр и игрушек, активизирующих совместную деятельность ребенка с взрослыми и сверстниками с использованием природных материалов: дерева, глины, камней и шишек, кусочков ткани и меха, шерстяной пряжи и картона, и прочее. В любом случае, сегодня необходимо активно решать эту проблему в интересах будущего, которое мы своими руками создаем сегодня. Или же покупаем в магазине по весьма сходной цене.

Вера Абраменкова

Доктор психологических наук

ВЕРНУТЬСЯ

Hosted by uCoz